Публичное администрирование,
политика и наука: словарь-справочник
П


ПРАВО

- основополагающий государственный институт как система государственных норм, правил взаимодействия людей и их объединений, а также санкций за нарушение этих норм и правил, порядка их применения. Но в любой национальной социально-политической системе есть также и религия как основанная на вере система норм, правил и традиций взаимодействия людей и их объединений, а также санкций за нарушение этих норм и правил, порядка их применения; и мораль (нравственность) как основанная на чувственной оценке поступков, личностных и групповых качеств система традиций, обычаев, норм и правил поведения людей и их объединений, а также санкций за нарушение этих норм и правил. Легальность процесса конвертации ресурсов во власть определяется системой государственного права, а легитимность согласием народа с властью, его добровольным признанием за ней права принимать обязательные решения.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И МАНДАТЫ ДЛЯ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Устав Организации Объединенных Наций возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Выполняя эту функцию, Совет может учредить операцию Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Поставленные задачи неодинаковы в разных ситуациях и зависят от характера конфликта и особенностей связанных с ним проблем.
Устав Организации Объединенных Наций является основополагающим документом для всей работы Организации. ООН была создана с тем, чтобы "избавить грядущие поколения от бедствий войны", и одной из ее главных целей является поддержание международного мира и безопасности.
Хотя деятельность по поддержанию мира прямо не предусмотрена в Уставе, она стала одним из основных инструментов, используемых Организацией Объединенных Наций для достижения этой цели.
Устав возлагает на Совет Безопасности ООН главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При выполнении этой функции Совет может принимать ряд мер, в том числе учреждать операции ООН по поддержанию мира.
В главе VI Устава рассматривается мирное разрешение споров. Операции ООН по поддержанию мира традиционно увязывались с Уставом. Однако Совет Безопасности имеет право не ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, санкционирующей развертывание операции ООН по поддержанию мира, и он никогда не ссылался на главу VI Устава. В главе VII Устава содержатся положения, предусматривающие "действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". В последние годы Совет стал ссылаться на главу VII Устава при принятии резолюций, санкционирующих развертывание операций ООН по поддержанию мира в сложных условиях постконфликтных ситуаций, когда государство не способно обеспечить безопасность и общественный порядок. В этих случаях ссылка на главу VII Устава может рассматриваться не только как указание правового основания для действий Совета Безопасности, но и как заявление твердой политической воли и напоминание сторонам конфликта и другим членам ООН об их обязанности выполнять решения Совета Безопасности. В главе VIII Устава предусмотрено участие региональных соглашений и органов в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, при условии что такая деятельность совместима с целями и принципами главы I Устава.
Мандаты операций по поддержанию мира.
Развертывание операций ООН по поддержанию мира, а также принуждения к миру, осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Со временем спектр задач, которые поручаются операциям ООН по поддержанию мира, существенно расширился в связи с изменением характера конфликтов и необходимостью более эффективного реагирования на угрозы международному миру и безопасности.
Хотя каждая операция ООН по поддержанию мира имеет свои особенности, задачи, возлагаемые на миротворцев Советом Безопасности, в принципе схожи между собой. В зависимости от мандата операции по поддержанию мира могут решать следующие задачи: развертывание сил для предотвращения конфликта или его перетекания через границы; стабилизация конфликтной ситуации после прекращения огня, с тем чтобы создать условия для достижения соглашения об установлении прочного мира между сторонами; содействие осуществлению всеобъемлющих мирных соглашений; оказание помощи странам или территориям в преодолении переходного периода к стабильному правлению на основе демократических принципов, благого управления и экономического развития.
С учетом конкретного круга проблем миротворцам ООН часто отводится роль катализатора в осуществлении следующих мероприятий, которые по сути сводятся к деятельности по миростроительству: разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших комбатантов;
разминирование; реформирование сектора безопасности и осуществление других мероприятий, связанных с обеспечением верховенства права; защита и поощрение прав человека; помощь в проведении выборов; поддержка мер по восстановлению и укреплению государственной власти; содействие социально-экономическому восстановлению и развитию.
Мандаты Совета Безопасности включают также ряд сквозных тематических задач, которые регулярно поручаются операциям ООН по поддержанию мира на основе следующих важнейших резолюций Совета Безопасности:
Резолюция 1325 (2000) Совета Безопасности о женщинах и мире и безопасности;
Резолюция 1612 (2005) Совета Безопасности о детях и вооруженных конфликтах;
Резолюция 1674 (2006) Совета Безопасности о защите гражданского населения в вооруженных конфликтах.
Более подробная информация о характере задач и особенностях "традиционных" и "комплексных" операций содержится в разделе Операции ООН по поддержанию мира. Принципы и ориентиры: "Общая доктрина", часть I, глава 2 (пункты 2.3 и 2.4).
Информация взята из открытых, общедоступных источников; United Nations Peacekeeping. URL: https://peacekeeping.un.org/ru/mandates-and-legal-basis-peacekeeping

ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ
- способ предотвращения и урегулирования современных вооруженных конфликтов. Действия, предпринимаемые третьей стороной (не вовлечённым в конфликт государством или группой государств) для прекращения боевых действий между государствами или в  ходе внутригосударственного вооруженного конфликта.
Принуждение к миру могут осуществляться как без использования вооружённых сил (экономические, правовые, финансовые санкции и иные), так и с использованием вооружённых сил. Силовой способ предотвращения и урегулирования современных вооруженных конфликтов получил название "миротворчество" (так называемые "операции по принуждению к миру"). В современных политических практиках можно выделить два основных вида миротворческих операций: операции по поддержанию мира (peacekeeping operations); операции по принуждению к миру (peace enforcement operations). Разница между ними заключается в том, что операции по поддержанию мира проводятся с согласия всех основных конфликтующих сторон и направлены на контроль и выполнение уже достигнутых соглашений о прекращении огня, а операции по принуждению к миру проводятся с целью создания обстановки для перемирия или прекращения огня. Они могут включать операции по восстановлению порядка, насильственное разведение воюющих сторон, установление запретных зон и контроль за их соблюдением. Принуждение к миру не предполагает согласия враждующих сторон на вмешательство. В ходе операций по принуждению к миру вооружение и военная техника могут использоваться не только в целях самообороны, но и для уничтожения военных объектов и вооруженных группировок, участвующих в конфликте.
Международно-правовым основанием проведения операций по принуждению к миру должно быть решение Совета Безопасности ООН, предусматривающей принудительные действия (меры) в случае угрозы миру. Хотя в Уставе ООН и нет термина "миротворчество", ООН разработала определенную систему приемов, методов и средств, направленных на разрешение споров, прекращение войн и урегулирование вооруженных конфликтов. Эта система включает три основных компонента: мирные средства (по гл. VI Устава ООН), куда входят переговоры, посредничество, установление фактов, добрые услуги, арбитраж и т. п.; полувоенные или квазивоенные средства, представленные, главным образом, традиционными операциями по поддержанию мира; принудительно силовые средства (по главе VII Устава ООН) - как невоенные (экономические, политико-дипломатические, юридические и финансовые санкции), так и военные - с использованием вооруженных сил ООН
К настоящему времени сложились две модели международного вмешательства в конфликты: миротворческие операции на основании решений Совета Безопасности ООН; вмешательство в конфликты со стороны региональных организаций (НАТО, Африканский союз), коалиций стран, отдельных государств.
Информация взята из открытых, общедоступных источников; United Nations Peacekeeping. URL: https://peacekeeping.un.org/en

ПРОТЕКТОРАТ
(от лат. protector - защитник, покровитель)
- одна из форм государственной зависимости, при которой протежируемое государство сохраняет некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешние сношения, оборону и т. п. осуществляет государство-метрополия;
- форма государственной зависимости слабой, чаще всего полуколониальной, страны от более крупной и сильной державы, при которой в протежируемой стране сохраняется видимость государственности, а держава - протектор осуществляет функции её внешней политики и обороны, а также часто управляет общей финансовой и налоговой системой. В ХVIII, ХIХ и начале ХХ вв. протектораты Англии были в Индии, в Бахрейне, Бечуаналенде (совр. Ботсвана), под протекторатом России в 1786-1801 годах находилась Грузия, в 1914 г. Великобритания установила протекторат над ранее оккупированным ею Египтом. Как исторический пережиток в Европе долго сохранялся протекторат Италии над Сан-Марино (с 1862), Франции над Монако (с 1861), Швейцарии над Лихтенштейном (с 1924). В 1939 гитлеровская Германия установила "протекторат над Чехией и Моравией", ставшими жертвами фашистской агрессии. После Второй мировой войны и принятия Устава ООН, провозгласившего принцип самоопределения народов, и в особенности, после принятия в ООН Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. протекторат считается противоречащим принципам современных международных отношений. Проблемным в этой связи является законность существования до настоящего времени подобия протекторатов, прикрываемых названием "ассоциированные государства".
Информация взята из открытых, общедоступных источников.
Публичное администрирование, политика и наука: словарь-справочник. 2024.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И. 2008-2024. © 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)