Публичное администрирование,
политика и наука: словарь-справочник
Т


ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ и проведение политологического исследования
Под теорией политики в современном отечественном обществоведении принято считать систему принципов, методов и тенденций построения научно-теоретических моделей разнообразных политических объектов, явлений и процессов в своей совокупности отображающих сущность и отличительные свойства политики как самостоятельного общественного явления, обладающего особым позиционированием в качестве политической сферы общественной жизни.
С одной стороны, системно изучая проблемы политики, государственного управления, самоорганизации граждан и самоуправления гражданского общества, мы неизбежно будем наблюдать постоянные (перманентные) изменения и отклонения, то есть изучение всегда будет происходить в условиях неопределенности. Изучение проблем власти, гражданского общества, управления происходит в крупномасштабной и сложной системе, получившей обобщенные названия общество, социум, нация, государство, в которой вероятностная характеристика многовариантного поведения системы будет значительно влиять на достоверность полученных выводов.
С другой стороны, общая теория систем требует строгого определения понятий и возможность междисциплинарного обмена научной информацией. И здесь одной из наиболее лучших методологических систем выступает диалектика, предлагающая описание сложных общественных процессов с помощью дуалистической системы парных категорий, выступающих определённым мостом между гуманитарным и естественнонаучным знанием: сущность и явление, форма и содержание, причина и следствие, единичное, особенное и всеобщее, возможность и действительность, необходимость и случайность.

При проведении политологического исследования пользуются как общенаучными методами, так и
специфическими. Междисциплинарный характер исследований политической реальности определяется системой теоретических и эмпирических методов с использованием методов статистической обработки данных и построением вероятностных моделей развития событий и поведения политических объектов и акторов.

Системное изучение политических объектов, явлений и процессов, характеризуется всесторонним сущностным анализом предмета исследования, раскрывающего содержание политики, описывающего отличительные свойства позиционирования объекта (явления или процесса) в политической сфере общественной жизни, находящейся в единстве с социальным, экономическим, духовным пространством и временем.

Элементом системы является определяемый исследователем как неделимый далее компонент (единица анализа) политической реальности, выступающий основой в конкретном способе описания политических объектов, явлений и процессов. Упорядоченные связи между элементами, обеспечивающие устойчивость (повторяемость) последовательности их взаимодействия и составляющие качественную определенность (меру существования) системы, ее целостность и иерархичность являются структурной основой политического явления. Взаимодействие элементов по воспроизводству связей между собой составляет организацию объекта или процесса как политической системы. Основными принципами организации политической системы выступают иерархичность как последовательности (порядок) осуществления взаимодействий и целостность как мера осуществления взаимодействий, определяющая существование самой системы как единство социального, политического, экономического и духовного пространства и времени.


Определяя объект и предмет исследования как политическую систему, мы обязаны акцентировать внимание на том, что сам политический объект, или процесс является подсистемой политической сферы жизнедеятельности общества, которая взаимосвязана с другими сферами. Активное состояние экономической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества определяет основные типы поведения политических систем по отношению к более крупным системам: реактивное - определяемое более крупными системами, степенью развития производства, обмена и потребления, организацией семьи, сословий, страт, классов, сетей, словом определяемое политическим строем, который является лишь официальным выражением гражданского общества; адаптивное - также определяемое более крупными системами, но на основе саморегуляции политической системы, выбирающей наиболее комфортное существование; активное - определяемое самой политической системой, которое оказывая влияние на развитие более крупных систем преобразует организацию производства, обмена и потребления, организацию семьи, сословий, страт, классов, сетей, словом это активное воздействие политической системы на гражданское общество через систему национального или глобального целеполагания (далее мы подробнее рассмотрим политику как систему целеполагания в государственном управлении и регулировании общественных отношений). Принципами описания политических систем выступают: принцип взаимосвязи политической системы со всеми сферами жизнедеятельности общества; принцип целостности; принцип структурности; принцип управления; принцип иерархичности; принцип множественности (многовариативности) описания системы. В ходе проведения системного анализа объекта и предмета политологического исследования осуществляется интерпретация понятий - научная процедура связи концептуального (теоретического) аппарата исследования с его методическим инструментарием. Ее сущность заключается в объединении в единое целое формулирование понятий, техники измерения и поиска политического выражения экономических, социальных и духовных индикаторов, то есть осуществление перехода от теории к объективной политической реальности. Теоретическая интерпретация понятий - это уточнение понятия во взаимосвязи с другими научными терминами, выяснение отношения понятия к употреблению в других теориях. Для обеспечения надежности и адекватности научной информации необходимо интерпретационное уточнение, которое включает: соотнесение специфических понятий с определенной теоретической системой; достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования; достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия. В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий данные требования реализуются путем: выделения определенной точки зрения с помощью полемики по проблемам языка данной теории; придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования (концепция, доработка, введение частного определения); выработки нового определения понятия. Данные уточнения понятий должны быть зафиксированы исследователем через систему комментариев, оговорок и т.п.

Процедура соотнесения каждого понятия с явлениями (элементами) политической реальности так, чтобы эти явления были охвачены содержанием категориального аппарата, называется эмпирической интерпретацией понятий, целью которой выступает последовательная конкретизация содержания употребляемых терминов, дающая возможность фиксации и измерения качества исследуемых объекта и предмета. Главная задача эмпирической интерпретации - обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получать текущую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования. Эмпирический индикатор позволяет установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данных, правильно сформулировать поисковые задачи, определить структуру и алгоритмы решения этих задач. Критериями отбора индикаторов являются: необходимость и достаточность индикаторов для эмпирического описания предмета исследования; обеспеченность индикаторов доступными источниками информации, возможность надежного методического обеспечения сбора необходимой информации; набор индикаторов должен быть минимизирован для конкретного исследования. Для фиксации свойств, признаков и других характеристик исследуемых политических объектов, явлений и процессов за частую одного применения методов изучения документов, наблюдения, опроса, эксперимента бывает недостаточно.

Для того чтобы использовать математические методы статистического анализа необходимы инструменты количественного измерения характеристик исследуемых политических объектов, явлений и процессов. Под измерением в политологическом исследовании понимается процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители соответствующих политических отношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами. Это логическая процедура приписывания чисел значениям изучаемого признака, целью которой является получение числовой модели исследования, в основе которой лежит алгоритм, с помощью которого устанавливается соответствие между свойствами политического объекта и свойствами сопоставляемых чисел (так называемая процедура шкалирования, в которой самыми простыми примерами являются создание номинальных, порядковых (ранговых), и метрических (шкалы отношений, интервальные) шкал. (Подробно см.: Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисл. А.К. Соколова. - М.: Издательство “Весь Мир”, 1997. - 544 с. ).


Процедура
эмпирической интерпретации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструментария исследования. Так при построении индекса осуществляется перевод понятий в индикаторы, перевод индикаторов в переменные (выбираются типы шкал, единицы измерения), перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса, формула его расчета), оценка индекса (расчет индекса на надежность и обоснованность). Простейший пример: индекс групповой сплоченности есть отношение числа позитивных (положительных) взаимных выборов к числу всех возможных выборов; понятие групповой сплоченности определяется через индикатор “взаимные выборы”; средство регистрации - простейший расчет.
Примером сложного индексирования может служить действующая в современной России оценка эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 04.02.2021 г. № 68, и методики расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 г. № 542.
Также примером сложного индексирования может служить индекс Global Soft Power Index,  который объединяет как объективные данные по шести категориям (правительство, культура, образование, глобальное взаимодействие, предприятия и цифровые технологии), так и данные международных опросов, обеспечивая комплексную основу для анализа мягкой силы. В настоящее время он составляется с учетом показателей стран-участниц по следующим пунктам: бизнес и торговля; управление и дружелюбие; международные связи; культура и наследие; СМИ и коммуникация; люди и ценности; образование и наука; динамика ситуации с COVID-19.
Важным этапом в научно-теоретическом моделировании политических явлений и процессов является
операционализация понятий, которая выступает условием построения системы эмпирических показателей и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Ее конечная цель заключается в совмещении концептуальной модели объекта исследования с его инструментальной моделью, то есть выдвижение и обоснование основных гипотез исследования.
Гипотеза исследования это обоснованное предложение о структуре изучаемого политического объекта, характере составляющих его элементов, механизме функционирования, развития и т.д. Гипотезы исследования должны соответствовать исходным принципам применяемой теории; содержать взаимосвязанность и представительность системы доказательств выдвинутого объяснения, доступность проверки в ходе политологического исследования (например, через указание способа проверки); не противоречить известным и проверенным фактам, а так же друг другу. Гипотезы должны быть достаточно просто и доступно сформулированы. В процессе исследования можно выделить гипотезы: по содержанию предположений об объекте - описательные (структурные и функциональные) и объяснительные (причинно-следственные); по задачам - основные и не основные; по степени разработанности и обоснованности - первичные и вторичные (выдвигаются взамен тех, которые опровергаются эмпирическими данными).
В исследовательском проекте выдвижение гипотез является связующим звеном между теоретической частью и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на достижение истинного результата, на практическое разрешение анализируемой проблемы сферы политики, государственного управления, самоорганизации граждан, самоуправления гражданского общества и обогащение системы принципов, методов и тенденций построения научно-теоретических моделей разнообразных политических объектов, явлений и процессов в своей совокупности отображающих сущность и отличительные свойства политики как самостоятельного общественного явления, обладающего особым позиционированием в качестве политической сферы общественной жизни.
Источником гипотез выступают новые факты политической реальности, которые существенно изменяют свойства и характеристики политических объектов, явлений и процессов, которые определяют предметную область научно-практического исследования, когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний или не пригодны общие имеющиеся знания. Отправным теоретическим обоснованием разработки гипотез выступают эвристический потенциал отраслевых (специальных) политических теорий и практик, смежных с ними отраслей знаний, статистические данные или "самовыдвижение" исследовательской мысли и т.п.
Гипотеза всегда имеет вероятностный характер, который можно отобразить с помощью математического описания содержания на основе собранных эмпирических данных - это статистическая гипотеза о виде статистического закона распределения генеральной совокупности на основе критериев согласия, гипотеза о соответствии предлагаемой выборочной совокупности генеральной с помощью критериев значимости. Для многих гуманитариев - это "темный лес", но современный тренд на цифровизацию плотно внедрил в нашу жизнь IT-системы - мощные и сложные программные продукты, которые используются в самых разных сферах жизнедеятельности общества.
Применение программных продуктов IT-систем в политологическом исследовании позволяет, не погружаясь в проблемы математического моделирования, решить задачу измерения изучаемых признаков политического объекта, явления, процесса, выполнить процедуры, с помощью которых объекты измерения, рассматриваемые как носители соответствующих политических отношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами.
С точки зрения применения программных решений для решения исследовательских задач можно выделить системы различных уровней.
Прикладные - самый нижний уровень. Это программные решения, которые каждый сотрудник использует индивидуально на своем рабочем месте для выполнения каких-то локальных задач. Это могут быть Microsoft Office, Exel, SPSS Package ("статистический пакет для социальных наук"), Statistica - программный пакет для всестороннего статистического анализа и т.д. Важно понимать, что прикладные системы не являются самыми простыми или самыми “плохими”, так как они находятся на нижнем уровне. Эти программные решения могут быть очень сложными, и они необходимы в работе специалистов. Нижний уровень они имеют только с точки зрения организации работы в целом, т.е. предназначены для индивидуального использования. Даже если эти продукты позволяют какую-то совместную работу, все же они предназначены, в первую очередь, для работы одного специалиста, а какие-то варианты совместного использования являются вспомогательными. а потому такие системы также относятся к прикладным.
Системы для совместного решения определенных задач. Эти системы предназначены для решения определенных задач, относящихся к той или иной сфере деятельности. Это могут быть CRM (Customer Relationship Management - система, помогающая контролировать коммуникаций и автоматизировать предложения), HR- системы ("human resources") и пр. Каждая такая система отличается собственным узким функционалом, она предназначена для решения определенного круга специализированных задач. Программные продукты этой категории могут интегрироваться между собой или с программными решениями нижнего уровня (индивидуальными). Например, HR-системы нередко интегрируют с MS Word. А CRM интегрируются с индивидуальными программами отслеживания и записи звонков.
ERP - системы (сокр. от Enterprise Resource Planning означает планирование ресурсов). Программное обеспечение, предназна-ченное для решения самого широкого круга задач и объединения работы различных подразделений исследовательского коллектива в единую информационную систему. ERP-системы могут включать в себя специализированные решения второго уровня (CRM, MRP, SCM и т.д.) либо могут интегрироваться со специализированными программными продуктами, предназначенными того или иного направления деятельности.
BPMS-системы (Business Process Management System - платформы процессного управления), которые можно считать системой организации труда в самом "чистом" виде. При этом BPMS может являться частью любых систем организации труда - как второго уровня (CRM, HR, MRP, SCM), так и третьего (ERP). BPMS встраиваются в программные продукты, тем самым позволяя стандартизировать и упростить организацию процессного подхода к организации труда.
Первое, самое главное правило выбора IT-систем: выбираем программу под исследование, а не подстраиваем исследование под понравившийся IT-продукт. Второе правило - не забываем, что выбранный IT-продукт призван оптимизировать логическую процедуру приписывания значения чисел значениям изучаемого признака в политической реальности, результатом которой будет являться цифровая модель исследования, в основе которой осуществлен алгоритм, который с помощью IT-продукта позволяет решать задачи установления соответствия между свойствами политического объекта и свойствами сопоставляемых чисел.
Рассмотрев основное содержание теории политики как процесс научно-теоретического моделирования политических объектов, явлений и процессов, представляется необходимым сформулировать
основные законы и закономерности, отображающие сущность и отличительные свойства политики как самостоятельного общественного явления, обладающего особым позиционированием в качестве политической сферы общественной жизни. Во-первых, мера осуществления политических взаимодействий определяется существованием самой общественной системы как единство социального, политического, экономического и духовного пространства и времени, в котором происходит непрерывная (перманентная) борьба индивидуального и социального, разрешение противоречий между личным и общественным. Для политической системы окружающей средой выступает единство всех сфер жизнедеятельности общества.
Во-вторых, функциональность политических взаимодействий определяется существующим способом производственных отношений в экономической, политической, социальной, духовной сферах и неравномерностью распределения благ и ценностей, порождающей общественное разделение труда.
В-третьих, направленность политических взаимодействий определяется, с одной стороны, законом возрастания потребностей - удовлетворенная потребность рождает новую потребность, с другой, законами общественной организации труда (взаимосвязи общественного разделения и кооперации труда). С углублением общественного разделения труда возрастает значение коллективного труда, кооперации, происходит объединение специализировавшихся форм деятельности, для удовлетворения возрастающих потребностей личности и общества. Обозначенный в XIX века тренд на обобществление средств производства в настоящее время вышел на уровень разрешения проблем глобального и национального как в международных, так и внутригосударственных политических процессах.
При этом мы снова обязаны акцентировать внимание на том, что функционирование политической сферы жизнедеятельности общества взаимосвязано с активностью других сфер. Активное состояние экономической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества в свою очередь определяет выбор типа поведения политических систем по отношению к окружающей среде, к более крупным системам. Как отметил Маркс после завершения своего фундаментального научного исследования “Капитал” в предисловии к первому изданию 25 июля 1867 г.: “ Всякая нация может и должна учиться у других… Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, - а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, - не может ни перескочить через собственные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов”
(Маркс. Капитал. - М.: Политиздат, 1988. - Т.1. С. 10.)
Источник: Санжаревский И.И. Политика и наука: методология, исторические практики исследования проблем власти, гражданского общества и управления.
Публичное администрирование, политика и наука: словарь-справочник. 2024.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И. 2008-2024. © 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)