НАРРАТИВ (лат. narrare - языковой акт, т.е. вербальное изложение - в отличие от представления; англ. narration - «повествование») - самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Часть значений термина «нарратив» совпадает c общеупотребительными словами «повествование», «рассказ», толкуется как "подвид дискурса". Учение о нарративе - нарратология. Принято считать, что теорию повествования разработал Уолтер Фишер, который сформулировал нарративный подход к риторике и теории коммуникации, за что в 1979 году был удостоен премии "Золотая юбилейная монография" от Ассоциации речевой коммуникации за статью, которая ввела теорию повествования в область коммуникации. Нарративная парадигма - это теория, основанная на двух универсальных парадигмах: парадигмой рационального мира и парадигмой повествования, которая предполагает, что люди являются естественными рассказчиками и что хорошая история более убедительна, чем хороший аргумент. Уолтер Фишер представил эту теорию как решение выдвигать связные аргументы. Фишер концептуализировал парадигму как способ борьбы с проблемами в публичной сфере. Проблема заключалась в том, что люди не могли приводить связные традиционные аргументы. В то время парадигма рационального мира была теорией, используемой для удовлетворения общественных споров. Он считал, что истории могут включать начало, середину и конец спора и что парадигма рационального мира не может быть эффективной в смыслообразовании. Фишер использовал термин парадигма, а не теория, считая, что он шире, чем теория. Фишер заявил: «Нет жанра, включая техническую коммуникацию, которая не была бы эпизодом в истории жизни». Фишер считал, что люди не рациональны и предположил, что повествование является основой общения. Согласно этой точке зрения, люди общаются, рассказывая / наблюдая за убедительной историей, а не путем предоставления доказательств или построения логического аргумента. Нарративная парадигма якобы всеобъемлющая, позволяя рассматривать всю коммуникацию как повествование, даже если оно может не соответствовать традиционным литературным требованиям повествования. Он заявляет, что люди видят мир как набор историй. Каждый принимает истории, которые соответствуют его или ее ценностям и убеждениям, понимаемым как здравый смысл. Хотя люди утверждают, что их решения рациональны, включая историю, культуру и представления о других вовлеченных людях, все они субъективны и не полностью поняты. Повествовательная рациональность требует, чтобы истории были вероятными, последовательными и проявляли верность. - Политический нарратив можно рассматривать как используемый политическими акторами инструмент воздействия на политическое сознание людей, донесения смыслов, опосредующих многочисленные политические мнения, убеждения и действия. Он связан так или иначе с борьбой за политическую власть и отстаиванием своих интересов. Например, Е.И. Шейгал предложила понимать политический нарратив как совокупность разножанровых политических текстов (листовка, лозунг, митинговая речь, партийная программа, аналитическая статья в газете, телеинтервью и др.), тематически сконцентрированных вокруг определенного политического события (Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М: Гнозис, 2004. 324 с.). Дж. Пинс рассматривал нарратив как «репрезентацию по крайней мере двух реальных или выдуманных событий, или ситуаций во временном порядке», подчеркивая, что для конструирования нарратива характерно использование нескольких источников информации, объединение которых и приводит к воздействию на политическое сознание граждан (Pince G. Narratology: The Form and Functioning of Narrative. Berlin; New York; Amsterdam: Mouton, 1982. Р, 4.194 p.) Однако необходимо отметить, что нарратив не просто излагает события, но и интерпретирует, делает их доступными для понимания, систематизирует причинно-следственные связи. Это интерпретационное изложение, в отличии от лозунга и листовки способно не только обозначить базовую систему ценностей политических акторов, но и дать ее обоснование, наметить сюжет и способы разряжения заложенного конфликта в борьбе за власть. Кроме того, являясь одним из инструментов политического дискурса, имея свои особенности, выделяющие его на фоне более простых форм работы с общественным мнением, нарратив тяготеет к мифологизации, т.к. призван рассказывать историю с сюжетом, которая не только выражает идеологическую позицию по отношению к тем или иным вопросам и проблемам, но и доносит ее в достаточно легко считываемой форме. В результате вымысел может стать фактом, а мифы вплетаются в публичный дискурс.Политический нарратив впечатляет своей способностью вызывать пафос, позволяя повествованию влиять на ценность, которую оно представляет, а не на правду, которую говорят. Именно поэтому для политических акторов, работающих с идеологическими концептами, инструмент нарратива становится действенным интерпретационным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Использование текущей исторической обстановки и информационных поводов для конструирования политических нарративов является не только механизмом переключения внимания избирателей с одной политической проблемы на другую, но и средством коммуникации с политической аудиторией конкурентов, т.к. в пространство политического дискурса вовлекается максимально широкую аудиторию, а не только сторонники одной части идеологического спектра. Более того, общеизвестные образы способны вовлечь в дискурс неполитизированную часть граждан, которые не готовы обсуждать различия в политических партиях. Политический нарратив позволяет облекать уже устоявшиеся ценности и смыслы в новые, интересные и понятные для избирателей истории и повышать их уровень вовлеченности. Использование в нарративе известных образов из недавнего или далекого прошлого стало общепринятой социальной практикой. Например, метанарративы являются важным компонентом политических нарративов, поскольку они охватывают искусственность повествования в политическом контексте.Они играют центральную роль в формировании понимания реальности посредством создания истории под видом величия и рассказов о развитии или расширении. Информация взята из открытых, общедоступных источников. Фишер, У.Р. (1984). Повествование как парадигма человеческого общения: случай общественного морального аргумента. Коммуникационные монографии, 52, 347-367. URL: https://psychology.fandom.com/wiki/Narrative_theory
НАЦИЯ (лат. natio – народ) – широко распространенное в современной науке и политике понятие, которое обозначает совокупность граждан одного государства как политического сообщества, члены которого нации отличаются общегражданским самосознанием (напр., американцы, британцы, испанцы, китайцы, мексиканцы, россияне), чувством общей исторической судьбы и единого культурного наследия, а во многих случаях - общностью языка и даже религии. Под национальностью в современном гуманитарном знании принято рассматривать этническую общность, отличающаюся особенностями культуры, языка, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. Формирование и развитие национальных особенностей происходит в процессе этногенеза как естественно-исторического процесса. Основной отличительной чертой национальности (этноса) от нации является то, что национальность (этнос) как общность и как культурная и хозяйственная практики на основе общности происхождения и языка может существовать как с собственным государственным устройством, так и без него. Нация же всегда существует на основе собственной государственности, как единство государства и гражданского общества, это совокупность граждан одного государства. Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Национальная политика имеет относительную самостоятельность как система государственных мер, направленных на учет и реализацию национальных интересов: личности, общества и государства. Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, меры государственной поддержки самоорганизации общества, публичную систему государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека. Это политика осуществления интересов всей нации. Осуществляется как во внешней, так и внутренней политике государства. Именно так это принято понимать во всем мире. Две «красные черты» при осуществлении национальной политтики, которые нельзя переступать, это государственность и суверенитет. Носителем суверенитета является народ. Внутренняя политика государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений обычно называется этнической политикой или политикой в отношении этнических меньшинств. Национальная политика как этнополитика - это и целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов, содержащая в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления включающую систему мер государственной поддержки самоорганизации этнических сообществ, публичную систему государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека. Информация взята из открытых, общедоступных источников. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. Санжаревский И.И. Актуальные проблемы национальных и федеративных отношений (интерактивное мультимедийное учебное пособие). Издание 4-е, испр. и доп. Интернет-ресурс. Тамбов. 2024. // Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703. Авт. и сост. Санжаревский И.И. 2014-2024. URL: https://www.virmk.ru/umk/TRAINING_COURSES/nation