Публичное администрирование,
политика и наука: словарь-справочник
Ш

 

ШАПКИ ИЕРИХОНСКИЕ РУССКИХ ЦАРЕЙ (царский символ)

- шесть парадных шлемов-шишаков, хранящиеся в Оружейной палате Московского Кремля. Известен еще и седьмой, хранящийся в  Королевском музее Стокгольма Эти шлемы использовались "при московском дворе во время торжественных военных смотров в качестве царского наголовья". Они примечательны тем, что украшены арабскими кораническими надписями. Наиболее полное описание оставил Ф. Г. Солнцев в своей книге "Древности Российского государства", создав, однако, некоторую путаницу в именовании шапок. "В описях оружия русских царей и аристократов XVII века особо выделяются боевые изголовья, называвшиеся "шапками ерихонскими“ или "ерихонками“. Купола этих шлемов различны по форме (известны полусферические, конические и сфероконические), однако и каждом из этих случаев к куполу крепились науши, назатыльник и козырек с наносной стрелкой. Еще одним важным отличием ерихонок от других наголовий является их декор, явно парадный по своему характеру".
Шлем Ивана Грозного. У Солнцева описание отсутствует. В Королевском музее Стокгольма содержится другой не менее любопытный артефакт, официально считающийся "шлемом русского царя Ивана Грозного". Между двумя орнаментальными поясами проходит узкая лента с древнерусской надписью: "ШЕЛОМЪ КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛИЕВИЧЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ С(Ы)НА ВАСИЛИА ИВАНОВИЧЯ ГОСПОДАРЯ ВСЕЯ РУСИ САМОДЕРЖЦА". Содержание этой надписи дает возможность предположить, что шлем был изготовлен до 1547 года - момента, когда великий князь московский Иван Васильевич принял царский титул. Как он попал в Швецию – неизвестно. Выше этой надписи шлем украшает арабская вязь. Долго исследователи считали её просто графическим украшением, подражанием моде, лишённым словесного смысла. Однако в 2009 году иранский исследователь Араш Амирханлу показал, что эта вязь означает не что иное, как повторенную семь раз надпись "Аллах Мухаммад". Такая надпись – сокращение исламского символа веры: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Пророк Его".
"Большая ерихонка" Царя Михаила Фёдоровича (до середины XIX века его демонстрировали с указанием, что это шлем великого князя Александра Невского. Изображение шлема даже попало на герб Российской империи). Судя по документам, сделана в 1621 году мастером Никитой Давыдовым. "Среди царских ерихонских шапок шлем работы Давыдова занимал особое место. В Росписи Походной казны 1654 года он назван "большой ерихонкой“, а в Переписной книге Оружейной казны 1687 года был оценен в огромную сумму - 1175 рублей (это чуть меньше, чем общая цена пяти следующих за ним ерихонских шапок)". Помещена на герб Российской империи. По легенде XVIII века, эта регалия принадлежала ещё святому князю Александру Невскому. И хотя потом эту версию опровергали, шлем продолжали так называть и использовали как геральдический шлем Российской империи. В большом государственном гербе Российской империи (1882) шлем венчал Малый герб - щит с двуглавым орлом России. Арабская надпись на шлеме гласит: "Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы (13-й аят 61-й суры Корана)были убиты, Я непременно отпущу прегрешения, введу их в сады, где текут ручьи, в награду от Аллаха. А у Него - наилучшая награда".

Шлем-"шапка ерихонская" царя Алексея Михайловича - Турция, XVII в. Серебро, сталь булатная, ткань шелковая. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, золочение.Арабская надпись на шлеме гласит: Аллах - нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон…(Аят "аль-Курси"). У Солнцева описание отсутствует.

Кучумовская шапка-ерихонка. Этой ерихонской шапкой, как видно из переписной книги 1687 г., ударил челом царю Алексею Михайловичу боярин и дворецкий Борис Петрович Шереметев. По той же переписной книге она называется Кучумовской и, судя по этому сказанию, если принадлежала не собственно Сибирскому владетелю (салтану) Кучуму, то, может быть, племяннику, а по "Строгановской летописи", сыну его Маметкулу, взятому в 1582 г. в плен и служившему впоследствии в русских ополчениях. Эта ерихонская шапка (в описи Оружейной палаты - 3) красного булата, насечена по венцу и по тулье в узор золотыми травами; внизу по венцу опушка из чеканенного золота, в которой вставлены смазни, или стекла с подкладкой. Верх шапки украшен золотой с небольшим яблоком трубкой, покрытой разноцветной финифтью. Нос и наушни булатные с насечкой; тыл булатный же, состоящий из одной пластинки без насечки; на шапке в венце против наушней находятся в золотых гнездах два небольших лала. В опушке красных смазней шесть, и один синий, да пустых мест десять. В слухах в каждом по одному лалу; на тех же наушнях по краю искр бирюзовых и лаловых по десяти; пустых мест шесть; на носу вверху одно бурмицкое зерно. Вся шапка подбита красным атласом на хлопчатой бумаге.

Шапка Ерихонская (шлем) князя Федора Ивановича Мстиславского - Турция, XVI в. Булатная сталь, серебро, рубины, бирюза, ткань; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба. "Колпак шапки сравнительно невысокий, граненый. Насечка золотом с особенным вкусом исполнена на козырьке и назатыльнике: в "ковровый“, золотой по темному булатному фону, растительный орнамент введены фигурные клейма с "обратным“ колористическим решением - это темный орнамент по золотому фону. Ерихонская шапка значится в "Росписи, что взято в Государеву казну после смерти князя Ивана Федоровича Мстиславского 130 (1622) году апреля в 3-й день“. В оружейной казне российских государей она имела очень высокий статус. В Переписной книге 1686/87 г. была оценена в 330 рублей и среди всех ерихонских шапок помещена на третьей позиции, причем тут же отмечено, что в "прежней описной книге“ она была "написана первою“. В 1654-1656 гг. ерихонка сопровождала царя Алексея Михайловича в Смоленском и Рижском походах".

Шапка-ерихонка Алексея Михайловича Львова  - булатный шлем, хранящийся в Оружейной палате под  5, по описи 1687 г., составленной по "прежним переписным книгам", означен "Князя Алексея Михайловича Львова", окольничего при царе Михаиле Федоровиче. Подвершье, венец, щиток, нос, бармица и наушки насечены золотом в узор с арабскими речениями из Корана, сходными с изображенными на шлеме благоверного великого князя Александра Невского.

Шлем-шапка "ерихонская" (Боярина А. О. Прончищева) - Турция, 30-е гг. XVII в. Сталь булатная, серебро, шелковая ткань, ковка, чеканка, резьба. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. Выкован из булатной стали. Назатыльник прикреплен к тулье тремя серебряными цепочками. На козырьке укреплена носовая стрелка с прорезной надписью. Почти всю поверхность шлема покрывает "кружево“ насечённого золотом стилизованного орнамента и надписей - изречений из Корана. Шлем был привезен в Россию в 1633 году Афанасием Прончищевым, побывавшим во главе русского посольства в Стамбуле.

Информация взята из открытых, общедоступных источников. См. подробнее: Медиатека (мультимедийное учебное пособие). // Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703. (Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект). Авт. и сост. Санжаревский И.И. 2014-2021. Тамбов, 2021. URL: http://медиа.политуправление.рф/ (дата обращения 01.06.2021). Виртуальная выставка, созданная основе каталога "Венчания на царство и коронации в Московском Кремле", посвящена церемониям венчания на царство, проходившим в Московском Кремле в  XVI-XVII столетиях; Виртуальная выставка "Регалии русских царей" продолжает серию, посвященную русскому правящему дому Романовых, и представляет символы власти средневековой России, когда столицей государства была Москва, а Кремль являлся резиденцией царской власти.

ШАРИАТ

является основным сводом правил, норм и воззрений, регулирующим жизнедеятельность мусульман. В переводе с арабского понятие "шариат" означает "верный путь". шариат, как уже было сказано, представляет из себя свод законов, которым верующие руководствуются в повседневной жизни. Эта категория включает в себя как божественные откровения, так и мнение авторитетных по данному вопросу лиц. Однако ряд норм и правил имеет некоторые расхождения, так как в исламе существует множество различных течений и направлений, трактующих те или иные божественные откровения и хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.), опираясь на мнение собственных авторитетных богословов. Шариат как свод определенных норм и правил опирается на ряд источников, из которых исламское вероучение и черпает те или иные предписания по определенным вопросам.
Основные источники шариата. Базовым источником шариата служит Священное Писание - Коран, которое является наставлением Всевышнего. Установления Корана, будучи божественным откровением, обладают высшей юридической силой в исламском праве и являются неоспариваемыми. Следование Корану есть прямая обязанность для всех мусульман. В случае, если в Откровении имеется чёткий ответ по тому или иному вопросу, то руководствоваться следует исключительно Книгой Аллаха, не прибегая к другим источникам. Сунна служит вторым источником шариата. В исламском праве сунной именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), то есть его высказывания по тем или иным вопросам, его действия, нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам. В случаях, когда в Коране отсутствует прямой ответ на поставленный вопрос либо необходим комментарий к тому или иному аяту, то, как правило, богословы обращаются к сунне. Сунна тесно взаимосвязана со Священным Писанием, в связи с чем следование сунне также является необходимым для верующих. Следующим источником в большинстве течений ислама является иджма - единогласное мнение авторитетных ученых по тому или иному вопросу. Традиция иджмы восходит еще ко временам правления праведных халифов, так как каждый из правителей советовался с другими сподвижниками Пророка (с.г.в.) по тем или иным вопросам. Следует отметить, что в различных правовых школах подходы к иджме несколько отличны, так как в каждом течении присутствует свои требования к тем лицам, которые могут принимать такие решения. Например, богословы маликитского и ханбалитского суннитских мазхабов признают иджму исключительно муджтахидов Медины, учёные-ханафиты уверены, что иджма может быть принята любыми высококвалифицированными богословами, а шииты считают, что иджма принимается исключительно потомками Пророка (с.г.в.). Однако в любом случае она не должна противоречить Священному Корану и сунне, так как в противном случае она не будет иметь юридической силы. Кияс - суждение по аналогии, то есть извлечение логических выводов из какого-либо установления по конкретному вопросу. Следует отметить, что не все богословы признают кияс авторитетным источником шариата. Примером кияса может служить запрет на употребление спиртных напитков (за исключением вина, употребление которого запрещено Священным Кораном). Так, запрет на алкогольные напитки, которые появились позже вина - виски, водка, коньяк и т.п., был установлен по аналогии с вином. Остальные источники шариата, которые играют второстепенную роль, различны в зависимости от мусульманской правовой школы.
Категории шариата. Регулируя все сферы жизни общества, шариат указывают на дозволенность или запретность тех или иных действий, а также регулирует вопросы награды и наказания за их совершение. В связи с чем все деяния, согласно шариату, подразделяются на 6 основных категорий. Обязательные (фард). К первой категории относятся те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За их совершение человек получает большую награду, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами таких действий могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.  Необходимые (ваджиб). Вторая категория включает в себя действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех. Подходы различных правовых школ к отнесению определенных деяний к данной категории несколько различны. Например, в ханафитском мазхабе сюда относят витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы рассматривают данную молитву как суннат. Желательные (суннат). Сюда относят желательные действия, за совершение которых верующие получают награду, а оставление таких действий не является греховным (но всё же время порицаемым в некоторых случаях). Примерами таких действий могут служить обряд совершения имянаречения для новорождённого, а также совершение таравих-намаза в месяц Рамазан. Дозволенные (мубах). Действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, составляют четвёртую категорию. За их совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. Например, приём пищи, прогулки по улице, сон. Нежелательные (макрух). К этой категории относятся действия, совершение которых нежелательно, но не запрещено. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. За отказ от таких деяний верующему полагается награда. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения. Ряд мусульманских ученых относят к макруху и курение. Запретные (харам). Заключительную группу составляют деяния, совершение которых запрещено исламским вероучением. За них человеку записывается большой грех, а за их оставление рабы Аллаха могут рассчитывать на Его награду. К примеру, прелюбодеяние, расточительство, употребление спиртного.
В целом, основной функцией шариата является ведение людей по истинному пути. Каждый мусульманин, который стремится получить довольство Всевышнего, должен придерживаться его предписаний. В этой связи переоценить роль шариата трудно, так как он служит своего рода путеводителем в Рай для каждого верующего.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

 

ШАХИД

- свидетель. Во мн. числе шухада. В Исламе этот термин применяется как в отношении свидетеля на суде, так и в отношении верующих, принявших мученическую смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью. Причем не имеет значения, были ли они убиты врагом, или смерть наступила в результате несчастного случая, или их нашли убитыми после боя и неизвестна причина их смерти. Также нет разницы, были на них следы крови или нет, они умерли сразу или оставались живыми на некоторое время, а потом умерли из-за ранения. О шахидах упоминается во многих аятах Корана, например, в аятах: "Не считай же покойниками тех, которые были убиты [в сражении] во имя Аллаха. Нет, живы они и получают удел от Господа своего, радуясь тому, что Аллах даровал им [в раю] по милости Своей, радуясь тому, что нет причин для страха и печали у тех, которые еще не присоединились к ним. Они радуются милости и щедрости Аллаха, тому, что Аллах не оставит верующих без награды, которую они заслужили, тех [верующих], что вняли Аллаху и Посланнику, после того как их поразили бедствия [при Ухуде]. Тем из них, которые вершили добрые дела и были богобоязненны, уготовано великое вознаграждение...". Ан-Навави в книге "аль-Маджму" указал семь причин того, почему погибшие в бою называются шахидами (свидетелями): 1) Сам Аллах свидетельствует, что они будут в раю; 2) Они живые у Аллаха; 3) Ангелы свидетельствуют об их мученичестве, когда берут их душу; 4) Они из тех, которые будут свидетельствовать над общинами; 5) Их смерть на поле боя является явным свидетельством об их вере; 6) Пролитая ими кровь является свидетелем их искренней веры в Аллаха; 7) Их душа будет свидетелем рая (т.е. увидит рай) в то время как души других не будут свидетелями рая до Судного Дня.

Шахидам прощаются все их грехи и они войдут в рай: "А тем, которые переселились или были выселены из своих жилищ, пострадали [в борьбе] ради Меня (Аллаха), сражались и были убиты, Я непременно отпущу прегрешения, введу их в сады, где текут ручьи, в награду от Аллаха. А у Него - наилучшая награда".

- в широком смысле шахидами являются исламисты, все люди, которые погибли за правое дело, во имя Аллаха. Во всех мазхабах Ислама считается, что шахидов не нужно омывать, так как в одном из хадисов пророка Мухаммада говорится: "Похороните их вместе с их кровью и не омывайте их". Этот хадис приводится у Бухари, Насаи, Ибн Маджи и Тирмизи. Желательно похоронить шахида на том месте, где он стал шахидом, потому что такой приказ дал пророк Мухаммад после битвы при Ухуде. Если какой-либо человек сражался с врагами не во имя Аллаха, а по причине мирских интересов (ради добычи, славы и т.д.) и погиб, то он считается "мирским" шахидом. То есть в этом мире он может считаться шахидом, его могут хоронить как шахида и говорить о нем как о шахиде. Однако на самом деле у Аллаха он шахидом не является, так как Он хорошо знает, кто и с каким намерением пошел на войну и погиб. Таким людям никакого вознаграждения не будет и Аллах подвергнет их наказанию.


Информация взята из открытых, общедоступных источников; "Исламский энциклопедический словарь" А. Али-заде, Ансар, 2007 г.  URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/islam/896/Шахид; Игнатенко, А. А. Ислам и политика: Сборник статей / А. А. Игнатенко. - Москва : Институт религии и политики, 2004. - 256 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=64926 (дата обращения: 11.07.2022). - ISBN 5-98379-018-8. - Текст : электронный.


Публичное администрирование, политика и наука: словарь-справочник. 2024.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И. 2008-2024. © 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)