ШАПКИ ИЕРИХОНСКИЕ РУССКИХ ЦАРЕЙ (царский символ)
Шлем-"шапка ерихонская" царя Алексея Михайловича - Турция, XVII в. Серебро, сталь булатная, ткань шелковая. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, золочение.Арабская надпись на шлеме гласит: Аллах - нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон…(Аят "аль-Курси"). У Солнцева описание отсутствует.
Кучумовская шапка-ерихонка. Этой ерихонской шапкой, как видно из переписной книги 1687 г., ударил челом царю Алексею Михайловичу боярин и дворецкий Борис Петрович Шереметев. По той же переписной книге она называется Кучумовской и, судя по этому сказанию, если принадлежала не собственно Сибирскому владетелю (салтану) Кучуму, то, может быть, племяннику, а по "Строгановской летописи", сыну его Маметкулу, взятому в 1582 г. в плен и служившему впоследствии в русских ополчениях. Эта ерихонская шапка (в описи Оружейной палаты - № 3) красного булата, насечена по венцу и по тулье в узор золотыми травами; внизу по венцу опушка из чеканенного золота, в которой вставлены смазни, или стекла с подкладкой. Верх шапки украшен золотой с небольшим яблоком трубкой, покрытой разноцветной финифтью. Нос и наушни булатные с насечкой; тыл булатный же, состоящий из одной пластинки без насечки; на шапке в венце против наушней находятся в золотых гнездах два небольших лала. В опушке красных смазней шесть, и один синий, да пустых мест десять. В слухах в каждом по одному лалу; на тех же наушнях по краю искр бирюзовых и лаловых по десяти; пустых мест шесть; на носу вверху одно бурмицкое зерно. Вся шапка подбита красным атласом на хлопчатой бумаге.
Шапка Ерихонская (шлем) князя Федора Ивановича Мстиславского - Турция, XVI в. Булатная сталь, серебро, рубины, бирюза, ткань; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба. "Колпак шапки сравнительно невысокий, граненый. Насечка золотом с особенным вкусом исполнена на козырьке и назатыльнике: в "ковровый“, золотой по темному булатному фону, растительный орнамент введены фигурные клейма с "обратным“ колористическим решением - это темный орнамент по золотому фону. Ерихонская шапка значится в "Росписи, что взято в Государеву казну после смерти князя Ивана Федоровича Мстиславского 130 (1622) году апреля в 3-й день“. В оружейной казне российских государей она имела очень высокий статус. В Переписной книге 1686/87 г. была оценена в 330 рублей и среди всех ерихонских шапок помещена на третьей позиции, причем тут же отмечено, что в "прежней описной книге“ она была "написана первою“. В 1654-1656 гг. ерихонка сопровождала царя Алексея Михайловича в Смоленском и Рижском походах".
Шапка-ерихонка Алексея Михайловича Львова - булатный шлем, хранящийся в Оружейной палате под № 5, по описи 1687 г., составленной по "прежним переписным книгам", означен "Князя Алексея Михайловича Львова", окольничего при царе Михаиле Федоровиче. Подвершье, венец, щиток, нос, бармица и наушки насечены золотом в узор с арабскими речениями из Корана, сходными с изображенными на шлеме благоверного великого князя Александра Невского.
Шлем-шапка "ерихонская" (Боярина А. О. Прончищева) - Турция, 30-е гг. XVII в. Сталь булатная, серебро, шелковая ткань, ковка, чеканка, резьба. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. Выкован из булатной стали. Назатыльник прикреплен к тулье тремя серебряными цепочками. На козырьке укреплена носовая стрелка с прорезной надписью. Почти всю поверхность шлема покрывает "кружево“ насечённого золотом стилизованного орнамента и надписей - изречений из Корана. Шлем был привезен в Россию в 1633 году Афанасием Прончищевым, побывавшим во главе русского посольства в Стамбуле.
ШАХИД
- свидетель. Во мн. числе шухада. В Исламе этот термин применяется как в отношении свидетеля на суде, так и в отношении верующих, принявших мученическую смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью. Причем не имеет значения, были ли они убиты врагом, или смерть наступила в результате несчастного случая, или их нашли убитыми после боя и неизвестна причина их смерти. Также нет разницы, были на них следы крови или нет, они умерли сразу или оставались живыми на некоторое время, а потом умерли из-за ранения. О шахидах упоминается во многих аятах Корана, например, в аятах: "Не считай же покойниками тех, которые были убиты [в сражении] во имя Аллаха. Нет, живы они и получают удел от Господа своего, радуясь тому, что Аллах даровал им [в раю] по милости Своей, радуясь тому, что нет причин для страха и печали у тех, которые еще не присоединились к ним. Они радуются милости и щедрости Аллаха, тому, что Аллах не оставит верующих без награды, которую они заслужили, тех [верующих], что вняли Аллаху и Посланнику, после того как их поразили бедствия [при Ухуде]. Тем из них, которые вершили добрые дела и были богобоязненны, уготовано великое вознаграждение...". Ан-Навави в книге "аль-Маджму" указал семь причин того, почему погибшие в бою называются шахидами (свидетелями): 1) Сам Аллах свидетельствует, что они будут в раю; 2) Они живые у Аллаха; 3) Ангелы свидетельствуют об их мученичестве, когда берут их душу; 4) Они из тех, которые будут свидетельствовать над общинами; 5) Их смерть на поле боя является явным свидетельством об их вере; 6) Пролитая ими кровь является свидетелем их искренней веры в Аллаха; 7) Их душа будет свидетелем рая (т.е. увидит рай) в то время как души других не будут свидетелями рая до Судного Дня.
Шахидам прощаются все их грехи и они войдут в рай: "А тем, которые переселились или были выселены из своих жилищ, пострадали [в борьбе] ради Меня (Аллаха), сражались и были убиты, Я непременно отпущу прегрешения, введу их в сады, где текут ручьи, в награду от Аллаха. А у Него - наилучшая награда".
- в широком смысле шахидами являются исламисты, все люди, которые погибли за правое дело, во имя Аллаха. Во всех мазхабах Ислама считается, что шахидов не нужно омывать, так как в одном из хадисов пророка Мухаммада говорится: "Похороните их вместе с их кровью и не омывайте их". Этот хадис приводится у Бухари, Насаи, Ибн Маджи и Тирмизи. Желательно похоронить шахида на том месте, где он стал шахидом, потому что такой приказ дал пророк Мухаммад после битвы при Ухуде. Если какой-либо человек сражался с врагами не во имя Аллаха, а по причине мирских интересов (ради добычи, славы и т.д.) и погиб, то он считается "мирским" шахидом. То есть в этом мире он может считаться шахидом, его могут хоронить как шахида и говорить о нем как о шахиде. Однако на самом деле у Аллаха он шахидом не является, так как Он хорошо знает, кто и с каким намерением пошел на войну и погиб. Таким людям никакого вознаграждения не будет и Аллах подвергнет их наказанию.
Информация взята из открытых, общедоступных источников; "Исламский энциклопедический словарь" А. Али-заде, Ансар, 2007 г. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/islam/896/Шахид; Игнатенко, А. А. Ислам и политика: Сборник статей / А. А. Игнатенко. - Москва : Институт религии и политики, 2004. - 256 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=64926 (дата обращения: 11.07.2022). - ISBN 5-98379-018-8. - Текст : электронный.