Публичное администрирование,
политика и наука: словарь-справочник
Д


ДЕФОЛТ (англ. default - невыполнение обязательств)
- невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Дефолт может объявляться как компаниями и частными лицами, так и государствами (суверенный дефолт), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств.
Суверенный дефолт (дефолт государства, государственный дефолт) наступает в том случае, если государство не может вовремя выполнить обязательства перед внутренними или внешними частными кредиторами (как правило - коммерческими банками). При этом международные рейтинговые агентства не считают дефолтом ситуацию, при которой государство объявляет о невозможности расплачиваться по обязательствам перед международными кредитными организациями, такими как МВФ, Европейский центробанк (ЕЦБ) или Всемирный банк. За последние 40 лет в мире произошло несколько десятков суверенных дефолтов по обязательствам перед иностранными кредиторами. Среди них наиболее крупные (более $1 млрд) происходили в Мексике (1982), Бразилии (1987), России (1998), в Эквадоре (1999), Аргентине (2001), Греции (2012, 2015), на Украине (2016), в Венесуэле (2017) и в Ливане (2020).
Мексика, 1982 год - дефолт на $80 млрд. 20 августа 1982 года Мексика объявила, что приостанавливает обслуживание внешнего долга на сумму $80 млрд. Кризис был спровоцирован падением мировых цен на нефть, ростом процентных ставок и выводом капиталов. Дефолт в Мексике стал первым в цепочке последовавших финансовых потрясений более чем в 40 странах мира. В 1989 году при посредничестве МВФ и Всемирного банка была запущена программа поддержки пострадавших от кризиса государств. Она известна как "план Брейди" (Brady Plan; назван по имени Николаса Брейди, министра финансов США, который предложил программу). В ее рамках долг Мексики был конвертирован в специальные долгосрочные ценные бумаги, гарантированные казначейскими облигациями США. Благодаря этой программе в феврале 1990 года Мексике вновь был открыт доступ к внешним займам. Ввиду того, что в период кризиса существенно пострадало большинство стран Латинской Америки, 1980-е годы в этом регионе называют "потерянным десятилетием".
Бразилия, 1987 год - $68 млрд. 19 февраля 1987 года Бразилия объявила о приостановке выплат по внешним долгам на сумму $68 млрд. В сентябре 1988 года правительство страны при поддержке МВФ договорилось о реструктуризации задолженности. Однако в 1989 году МВФ приостановил оказание помощи, сославшись на несоблюдение бразильским правительством условий займа. Вслед за Мексикой Бразилия была вынуждена присоединиться к "плану Брейди", и в июле 1992 года ей удалось заключить с кредиторами соглашение о реструктуризации долгов.
Россия, 1998 год - $36 млрд. 17 августа 1998 года в России был объявлен технический дефолт: государство приостановило выплаты по государственному внешнему долгу, который в основном сформировался из-за выпуска государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Ожидавшийся транш выплат по ГКО должен был составить $36 млрд, резервы Банка России к тому времени были потрачены на поддержание курса рубля и не превышали $25 млрд. Кризис привел к более чем трехкратной девальвации рубля, банкротству крупнейших банков, связанных с торговлей ГКО (Инкомбанк, Мосбизнесбанк, СБС-Агро, Мост-банк), ВВП по итогам 1998 года снизился в два раза. Вместе с тем, девальвация рубля позволила экономике России стать более конкурентоспособной. Договоренность о рефинансировании задолженности ГКО была достигнута с иностранными кредиторами в ноябре 1998 года.
Эквадор, 1999 год - $6,5 млрд. 6 сентября 1999 года президент Эквадора Хамиль Мауад объявил о неспособности страны обслуживать в полном объеме облигации, выпущенные в рамках "плана Брейди". Эти затруднения были вызваны разразившимся в 1997 году азиатским экономическим кризисом, ростом процентных ставок в странах-кредиторах, падением экспорта и выводом капиталов. Мораторий на выплаты коснулся облигаций на сумму $6,5 млрд. В целях сдерживания гиперинфляции в январе 2000 года Хамиль Мауад подписал декрет о замене национальной валюты сукре на американский доллар. В июле 2000 года правительство предложило программу по реструктуризации долга. В следующем месяце были выпущены новые облигации двух типов, рассчитанные на 12 и 30 лет.
Аргентина, 2001 год - $82 млрд. 23 декабря 2001 года временный президент Аргентины Адольфо Родригес Саа объявил дефолт. Его причиной стала экономическая политика, проводившаяся в период правления президента Карлоса Сауля Менема (1989-1999), которая не смогла обеспечить условия для устойчивого роста. Новые кредиты, полученные от МВФ при президенте Фернандо де ла Руа (1999-2001), не способствовали исправлению ситуации. В итоге правительство ввело мораторий на платежи по обслуживанию $82 млрд государственного долга. Общий объем госдолга на тот момент достигал $144,5 млрд. В 2005 и 2010 годов Аргентине удалось договориться о реструктуризации 92,4% задолженности на сумму около $100 млрд. В 2006 году Буэнос-Айрес досрочно погасил долг перед МВФ в размере $9,8 млрд. Окончательно суверенный долг Аргентины был реструктуризован в ноябре 2016 года.
Греция, 2012, 2015 годы - Ђ177 млрд. В 2012 году в Греции международные рейтинговые агентства дважды определяли финансово-экономическую ситуацию как дефолт. К 2009 году в стране начали проявляться признаки экономического кризиса, причиной которого, в частности, стало массовое уклонение от уплаты налогов. В 2010 году государственный долг составил Ђ330 млрд (свыше 110% от ВВП). С 2010 года Евросоюз и МВФ выделили Греции кредиты на Ђ240 млрд в рамках двух программ международной финансовой помощи. Составной частью второй программы стал план PSI, предполагавший участие частного сектора в обмене старых греческих облигаций на новые. В конце февраля - начале марта 2012 года международные рейтинговые агентства Standard&Poors и Moody’s, а также Международная ассоциация свопов и деривативов признали, что проведенная правительством Греции реструктуризация госдолга представляет собой дефолт. 12 марта Греция завершила обмен облигаций на Ђ177 млрд, из-за чего частные инвесторы потеряли до 75% средств, вложенных в старые ценные бумаги. В этот же день Еврогруппа приняла принципиальное решение по запуску второй программы помощи Греции. 6 декабря агентство S&P понизило кредитный уровень Греции до выборочного дефолта в связи с начавшейся в стране операцией по обратному выкупу греческим правительством своих облигаций со скидкой в 60-70% к номинальной цене с целью сокращения задолженности страны на Ђ20 млрд. На этой процедуре настаивали международные кредиторы Греции, в частности, МВФ. В третий раз дефолт Греция сама объявила 1 июля 2015 года, не погасив вовремя задолженность перед МВФ в размере Ђ1,54 млрд. Это произошло из-за срыва переговоров по ранее утвержденной программе реструктуризации задолженности между новым премьер-министром Алексисом Ципрасом и кредиторами. Договоренности о ее реализации удалось достичь только 13 июля 2015 года. В июне 2018 года еврокомиссар по экономическим и финансовым вопросам Пьер Московиси объявил, что финансовый кризис в Греции закончился, экономика страны перешла к росту.
Пуэрто-Рико, 2015 год - $120 млрд. 3 августа 2015 года Пуэрто-Рико (свободно ассоциированное с США государство) впервые в своей истории объявило дефолт. Выплатив всего $628 тыс. из необходимых $58 млн, остров оказался более не способен обслуживать кредитные обязательства перед Public Finance Corporation, дочерней корпорацией пуэрториканского Государственного банка развития. Основные потери понесли рядовые пуэрториканцы, так как именно они являлись держателями большинства просроченных облигаций. На этом проблемы островного государства не закончились, страна объявила дефолт по десяткам других внешних и внутренних обязательств. К началу 2020-х годов число невыплаченных обязательств Пуэрто-Рико превысило $120 млрд, в том числе $50 млрд - своим пенсионерам. Реструктуризация задолженности была утверждена судебными властями Пуэрто Рико в феврале 2022 года.
Украина, 2016 год - $3 млрд. 1 января 2016 года Украина допустила суверенный дефолт, не выплатив очередной транш по возврату российского кредита в $3 млрд, предоставленного в декабре 2013 года. При этом ранее власти Украины отказались признавать эту задолженность. 18 декабря 2015 года мораторий на выплату по нему наложила Верховная рада. В феврале 2016 года Россия подала иск против Украины в Высокий суд Лондона, в марте 2017 года суд удовлетворил иск России, признав, что Украина обязана выплатить задолженность. В сентябре 2018 года апелляционная инстанция это решение отменила. В настоящее время спор России и Украины рассматривается в Верховном суде Великобритании, вердикт ожидается в 2022 году.
Венесуэла, 2017 год - $60 млрд. 14 ноября 2017 года Венесуэла не выплатила вовремя купонные платежи по своим зарубежным заимствованиям на сумму около $200 млн и затем остановила платежи. В 2018 году общая сумма государственного внешнего долга, по которому были пропущены платежи, достигла $60 млрд. Дефолт усугубил экономический кризис в этой стране, привел к гиперинфляции национальной валюты - боливара.
Ливан, 2020 год - $1,2 млрд. 9 марта 2020 года Ливан объявил о дефолте по выплатам $1,2 млрд с еврооблигаций, что стало результатом затяжного экономического кризиса в стране. Результатом стало 15-кратное падение курса ливанского фунта на черном рынке (официальный курс остался фиксированным), высокие темпы инфляции и сокращение ВВП.
Информация взята из открытых, общедоступных источников;  ФГУП "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)"

ДИКТАТУРА (нем. diktat, от лат. dicto — диктую, предписываю)
- политический режим, способ осуществления власти выступающий альтернативой демократического режима, при котором
происходит концентрация власти в руках одного - диктатора, нескольких лиц, организаций, когда осуществление государственной власти основывается на страхе, преобладании силовых методов управления, терроре, с одной стороны, с другой – определением какой-либо общественно-политической, религиозной или иной идеологии в качестве государственной. Крайняя (негативная) форма авторитаризма. Характеризуется неограниченностью и бесконтрольностью диктаторской власти, наступлением на провозглашённые конституцией демократические права и свободы, ограничением прав представительских органов и т.д. Носителями идеологии диктаторского режима выступают, как правило, крупные социальные группы (классы, сословия), но воплощается она в одном лице или в группе лиц (диктатуры военных вождей и триумвираты в Древнем Риме, абсолютные монархи, хунты и т.д.). Установление диктаторских режимов исторически связано обычно с периодами резкого обострения классовой борьбы (например, фашистская диктатура в нацистской Германии). По мнению известного немецкого политолога К. Шмитта, одного из ключевых исследователей данного феномена, «диктатура – это всевластие без закона» (Шмитт К. Диктатура от истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы / Карл Шмитт ; пер. с нем.: Ю. Ю. Коринец С.-Пб., Изд-во "Наука", 2005. 326 с.С. 150), направленное на преодоление ненормального состояния, особенно войны и мятежа. Диктатура может возникнуть при любой форме осуществления государственной власти: монархии, аристократии и демократии. Реализовывается при любых видах политических режимов. Наделение чрезвычайными полномочиями главы государства в период острого внешнего или внутриполитического кризиса для спасения нации и государства в принципе характерно для всех политических режимов, даже если подобные действия не предусмотрены конституциями этих стран.

ДИСКУРС (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus - бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор)
- Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, – лингвистики, литературоведения, семиотики, политологии, социологии, философии, этнологии и антропологии - речь, процесс языковой деятельности; способ говорения, повествования, толкования.
- Связь особенностей речевого, тестового сообщения, повествования с конкретной ситуацией, зависимость содержания и формы текста как от внешних факторов, так и речи автора, отражающей специфику языка (терминологии, понятийного аппарата и т.д.) этой реальности. Например, политик мыслит и говорит иначе, чем литератор, мышление "технаря" отличается от мышления юриста и т. д.  Такое социально и профессионально ориентированное мышление называется дискурсивным. В отличие от обыденного и интуитивного, дискурсивное мышление упорядочено, логично и в некоторой степени шаблонно.  Учитывая разнообразие общества, классификация дискурсов затруднительна. Поэтому единой классификации нет. Однако, принято выделять два вида дискурсов: персональный и институциональный. Персональный дискурс связан с обыденной жизнью человека, с его социальным положением, индивидуальным опытом, воспитанием, образованием, статусом. Институциональный дискурс связан с системой норм, правил, а также порядком их применения в различных сферах жизнедеятельности общества, в рамках которой создаётся текст, сообщение, повествование (нарратив). Сфер много, поэтому много и жанров институционального дискурса: политический; юридический; военный; педагогический; научный; литературный; этнический; религиозный; спортивный и т. д. Такие жанровые дискурсы возникают в рамках конкретной среды общения: политик и избиратель, учитель и ученик, врач и пациент и т. д., своеобразие жанров отражается и в тексте. Это может быть, как устное сообщение, например, на конференции, митинге, собрании, так и письменный текст – статья, книга, новелла, обзор и др.Каждый институциональный дискурс формирует стереотипы, которые определяются видом деятельности.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.
Публичное администрирование, политика и наука: словарь-справочник. 2024.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И. 2008-2024. © 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)