ИНСТИТУТЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Институтом в современном обществоведении принято считать систему норм, правил и традиций взаимодействия людей и их объединений, а также санкций за нарушение этих норм и правил, порядка их применения. Институты можно классифицировать по различным основаниям. Например, в российском обществоведении сохраняется классической советская традиция деления на сферы общества. В следствие это выделяются: духовные институты, первую очередь, религия, мораль (нравственность); социальные институты, первую очередь, институты брака и родства; экономические институты, в первую очередь институты собственности и общественного разделения труда. Основанием выделения политических свойств института и определения его как политического является власть. Согласно институциональному подходу власть определяется степенью концентрации ресурсов, приводящей к возникновению права регулирования общественных отношений, управления отношениями. Политические механизмы государственного управления и регулирования основываются на монополизме государственного права как монопольной государственной системе норм, правил взаимодействия людей и их объединений, а также санкций за нарушение этих норм и правил, порядка их применения. Мораль (нравственность), религию принято считать не государственными институтами. Абсолютным монопольным правом на власть обладает государственная организация общества – государство. В следствие этого принято разделять политические институты на государственные и негосударственные, но более точным основанием является классификация на правительственные и не правительственные, так как в отечественной традиции, как правило, принято отождествлять понятие государство с понятиями страна, отчизна, нациякак единство государства и гражданского общества Организацией при таком подходе является подсистема взаимодействия людей и их объединений в системе существующих институтов. Например, взаимодействие в семье определяется системой институтов брака и родства; экономические отношения, в первую очередь, институтами собственности, общественного разделения труда, горизонтальной и вертикальной стратификацией; духовная сфера – нормами и правилами морали (нравственности), религии. Современная нация, как политическое сообщество, взаимодействует на основе институтов разделения властей, прав и свобод человека, выступающими основой общественного договора (основного закона – конституции), принимаемой общенародным голосованием (референдумом). В процессе естественно-цивилизационного развития, в котором участвовуют все граждане, признавая монопольную исключительность прав государства (монопольное право на власть) и на не отчуждаемость прав и свобод человека, стороны (государство и гражданское общество) договорились о своем взаимодействии при осуществлении государственного управления на основе независимости ветвей власти друг от друга, которые при реализации своих полномочий формируют публичную правовую систему государственных гарантий и правил обеспечения прав и свобод человека. И на основе публичного права формируют систему государственных гарантий и правил публичной передачи (приобретения, смены и преемственности) власти. Данные принципы определяют содержание современной демократии, а также практически всех национальных конфигураций конституционных политико-правовых систем, конституционализма в целом. И.Санжаревский